Показатель отказов – важный параметр работы сайта. Он показывает, насколько ресурс интересен и полезен для пользователей. Соответственно, чем ниже процент отказов, тем вы...
Несмотря на то, что сайт – это не вещь, его тоже можно потерять. Серьезные проблемы с интернет-порталом могут быть результатом:Посягательств со стороны злоумышленников. П...
Стоит ли опасаться гнева поисковика, если на страницах сайта присутствуют грамматические ошибки? Этот вопрос волнует всех, кто уже давно распоряжается собственным виртуал...
Разговоров о юзабилити ведется много. Пожалуй, даже слишком много — потому, что они не вносят ясности в сознание авторов. Исследуя понятие юзабилити, человек мечется от одного аспекта — к другому, пытается заняться всем сразу: веб дизайном, техническими характеристиками, повышением конверсии. Как лебедь, рак и щука в одном лице. Результатом может стать куча непоследовательных изменений или полное их отсутствие, апатия, убежденность, что о юзабилити вообще не стоит задумываться…
Сведенья, которые можно нарыть в Рунете умиляют своей вторичностью, так что, я отправилась читать первоисточники. Но… пока испытываю скорее удивление, чем радость познания. Ну, по порядку.
Три кита юзабилити
Удобство пользования сайтом или блогом — явление непростое. Оно базируется на технических параметрах, отображается в дизайне, а результаты лежат уже в области Интернет-маркетинга.
Для осознания многих аспектов юзабилити нужны знания психологии, социологии, современных графических трендов, типографики и т.д., и т.п. Скажем прямо, редкий человек способен охватить такие массивы информации.
Что говорить о рядовых блоггерах, тексты «гуру» юзабилити удивили меня своей поверхностностью! Например, зовущий заголовок «5 безболезненных способов улучшить юзабилити» («5 Painless Usability Fixes») — ну, думаю, сейчас переведу для своих читателей и сама образуюсь… Но, вместо полноценного перевода — просто перечислю здесь все пять решений:
И это только один пример. А можно привести множество аналогичных ситуаций, где пять, десять, тридцать пунктов представляют собой такую же рассыпчатую мозаику.
А вот найти такие материалы о юзабилити — труднее трудного. Постоянно натыкаешься на пункты и емкие слоганы… Из этого правила выбивается одна статья, основными тезисами которой я хочу с вами поделиться («A Design Is Onley As Deep, As It’s Usable«).
Дизайн настолько хорош, насколько функционален
Сначала автор (Луис Лазарис — веб дизайнер из Канады) вспоминает давний спор о форме и содержании: может ли быть пустая форма самоценна в своей красоте? Применительно к внешности сайтов чисто эстетические критерии предлагается отложить.
В качестве примеров, обсуждаются наиболее частые «злоупотребления красотой»:
Далее автор задает свой главный вопрос:
Что делает веб дизайн функциональным?
И раскрывает свое виденье. Эффекты не ради самих эффектов, а для того, чтобы помочь пользователю, подтолкнуть его к действию. Например:
Стиль, избранный для оформления должен раскрывать тему, отражать характер бренда. Тогда он органичен, оправдан и работает на улучшение юзабилити. И, наконец, мысль автора, которая мне показалась очень важной:
Функциональный дизайн не обязательно безобразен!
Вернемся на твердую почву!
В какой-то момент юзабилити представилось мне эдакой Гидрой, о многих головах. И именно вышеприведенная статья помогла свести бесконечный калейдоскоп образов к ясной картине. Кстати, жертвой этой ясности пал трепетно любимый мной слайдер над меню — я мужественно выключила его. Мне понадобилось полгода на то, чтобы принять такое решение!
- Но, какова функция этих красивых картинок? — подумала я, — Да, они демонстрируют, что я могу создать нечто стильное. Но, в то же время, слайдер занимает почти весь «первый экран» — самую ценную с точки зрения пользовательского внимания зону! Сюда должен попадать заголовок статьи и ее первый абзац…
В общем, слайдера больше нет. Как нет и статической главной страницы. Теперь будем посмотреть на изменение поведенческих факторов и попытаемся оценить, насколько оправданными были мои «жертвы» во имя юзабилити блога.
Именно такой метод работы над юзабилити представляется мне удачным:
Для каждого блога или сайта такой подход позволит выявить индивидуальные, конкретные проблемы, цели, пути доработки. И только тогда будет ясно, увеличивать ли размер шрифта или, может быть, немного уменьшить его… Вот так вот!